Преподавание математики в СПО – на Всероссийском съезде

В Москве прошел Всероссийский съезд учителей и преподавателей математики. Его организует Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Впервые в рамках съезда обсуждаются вопросы преподавания математики в среднем профессиональном образованииорганизации масштабного события и его работе принимает участие Союз директоров средних специальных учебных заведений России.

Участников пленарного заседания поприветствовал исполнительный директор Союза директоров Глеб Сафонов, который зачитал приветственный адрес президента Союза директоров Наталии Золотарёвой. Была отмечена важность математических дисциплин в целом в системе российского образования и в СПО, в частности. Это обусловлено повышением технологического уровня производств и находит свое отражение в концепции федерального проекта «Профессионалитет».

– Союз директоров ССУЗ России, отметивший свое 25-летие, особое внимание уделяет развитию партнерских отношений. Только в консолидации усилий профессиональных, общественных структур и органов государственной власти можно выстраивать эффективную образовательную модель, соответствующую запросам времени, – подчеркнул Глеб Сафонов. – Мы высоко ценим сотрудничество с Московским государственным университетом и Российским Союзом Ректоров. Связка среднего профессионального и высшего образования необходима для полноценного решения вопросов подготовки кадров для современной экономики страны.

На пленарном заседании Съезда Глеб Сафонов вручил Виктору Садовничему, ректору МГУ, президенту РСР, медаль «За вклад в развитие Союза директоров средних специальных учебных заведений России», учрежденную к юбилею организации, выразив большую благодарность за поддержку и сотрудничество.
Традиционно площадка съезда собирает учителей математики общеобразовательных и специализированных школ; преподавателей математических дисциплин вузов и профессиональных образовательных организаций; педагогов дошкольного образования; руководителей образовательных учреждений; представителей органов управления образованием; учителей и преподавателей информатики, физики и других дисциплин.

Одним из содержательных событий съезда стал круглый стол «Профильная составляющая изучения математики в организациях среднего профессионального образования», организованный Союзом директоров ССУЗ России.

Цель создания диалоговой площадки – трансляция передового педагогического опыта по реализации профильной составляющей учебной дисциплины «Математика». В задачах встречи - повышение качества СПО, укрепление сотрудничества между преподавателями, повышение их профессионального и методического уровня.

В поле экспертного внимания участников был вынесен ряд вопросов: учебно-методическое сопровождение реализации рабочей программы учебной дисциплины «Математика» в условиях реализации федерального проекта «Профессионалитет»; реализация профильной составляющей при организации внеаудиторной самостоятельной работы; реализация межпредметных связей учебной дисциплины «Математика» с дисциплинами профессионального цикла.

Модератор встречи Глеб Сафонов отметил:

- Объединение знаний, опыта и желания им делиться всегда приводят к формированию профессиональных сообществ. Сегодня мы наблюдали, как участники круглого стола сплачивались и обменивались контактами для дальнейшего профессионального сотрудничества.

photo1700733824  photo1700733824 1

 

 


Победу в конкурсе «Мастер года – 2023» одержал Иван Зарубин из Тюмени

 

В День среднего профессионального образования в Туле объявлен победитель Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года – 2023». Им стал Иван Зарубин из Тюменской области, преподаватель Тюменского техникума строительной индустрии и городского хозяйства. Имя победителя объявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Торжественная церемония стала началом проведения в России ключевого события Года педагога и наставника – Большой учительской недели.

   Участников мероприятия приветствовала заместитель Председателя Правительства России Татьяна Голикова. Она отметила, что в Год педагога и наставника конкурс «Мастер года» стал не только соревнованием между профессионалами, но и площадкой для обмена лучшими практиками, демонстрации передовых методик и технологий, а также выработки стратегии развития среднего профессионального образования.

«Становится доброй традицией чествовать лучших преподавателей и мастеров совместно с празднованием Дня среднего профессионального образования. Хочется поздравить всех, кто связал свою жизнь с системой СПО: студентов, выпускников, преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей и, конечно, ветеранов. За эти годы среднее профессиональное образование шагнуло далеко вперед. Сегодня это более 3,5 тысячи колледжей и более 3,7 миллиона студентов, которые обучаются почти по 500 профессиям и специальностям для промышленности, строительства, сельского хозяйства, социальной сферы, области искусства, информационных технологий. В колледжах работает почти 200 тысяч педагогов, которые передают студентам знания, профессиональный опыт, формируют умения и навыки», – сказала Татьяна Голикова.

Вице-премьер РФ отметила, что в 2023 году количество студентов, поступивших на программы СПО, достигло 1,2 млн. Выпускники всегда востребованы на рынке труда: их занятость после окончания колледжей составляет свыше 80%. Татьяна Голикова выразила уверенность, что к 2028 году система профессионального образования обеспечит выход на производство более 1 млн специалистов приоритетных отраслей в соответствии с поручением Президента РФ.

Приз победителю вручил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

«Третий год подряд мы проводим конкурс «Мастер года». В прошлом году победительница была из Тульской области. Хочу поздравить Ивана Зарубина с победой. Следующий конкурс пройдет в Тюменской области. В состязании участвовало почти четыре тысячи мастеров производственного обучения, преподавателей колледжей. По аналогии с конкурсом «Учитель года России» мы организовали такой конкурс для мастеров производственного обучения. Это еще раз подчеркивает важность профессии педагога, в том числе педагога среднего профессионального образования», – сказал Сергей Кравцов.

Он обратил внимание, что при поддержке Президента России реализуется много проектов по развитию системы среднего профессионального образования. В их числе федеральный проект «Профессионалитет», выплаты кураторам групп, создание предприятий при колледжах. Он также напомнил, что в Великом Новгороде прошел Чемпионат высоких технологий, продолжается подготовка к чемпионату «Профессионалы», который состоится в ноябре в Санкт-Петербурге.

«В Год педагога и наставника хочется сказать слова благодарности всем педагогам среднего профессионального образования. Со 2 октября начинается Большая учительская неделя, в рамках нее мы будем подводить итоги всех профессиональных конкурсов в системе образования. 5 октября пройдет большой концерт в Государственном Кремлевском дворце, где на сцене соберутся победители всех конкурсов», – резюмировал глава Минпросвещения.

Победителя поздравил также первый заместитель губернатора Тульской области Дмитрий Миляев.

«От имени Губернатора Алексея Дюмина благодарю Министерство просвещения РФ за внимание к Тульской области и поддержку важных для региона проектов. Тульская область – была и остается землей талантливых, трудолюбивых людей, настоящих мастеров, глубоко преданных своему делу. Мы уделяем большое внимание подготовке рабочих кадров. Это важнейшая задача системы профессионального образования региона, работающей в тесном партнерстве с нашими предприятиями. Для нас честь проводить на тульской земле финал конкурса «Мастер года», – отметил он.

Победитель был выбран по итогам прохождения финального конкурсного испытания «Влюбить в профессию». На нем конкурсанты демонстрировали свои профессиональные компетенции по формированию мотивации у молодых людей к выбору профессии.

В 2017 и 2021 годах Иван Зарубин помогал коллегам участвовать в конкурсах профессионального мастерства. В этом году он впервые решился проявить себя, поделиться своим опытом.

«У нас в области достойно поддерживают систему профессионального образования, и мы второй год подряд входим в десятку призеров «Мастера года». Очень рад, что, помимо наставника и команды техникума, к поддержке активно подключаются победители региональных этапов прошлых лет, а также нынешние участники регионального этапа. Конкурс сплачивает коллективы, чувствуется поддержка, и это очень важно», – сказал победитель конкурса.

Справочно

Всероссийский конкурс среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года» проводится в рамках федерального проекта «Профессионалитет» и направлен на формирование и развитие кадрового потенциала системы среднего профессионального образования. Организаторы конкурса – Министерство просвещения Российской Федерации, Государственный университет просвещения и Общероссийский Профсоюз образования.

Победителем конкурса в 2022 году стала Демихова Ирина Юрьевна, представительница Тульской области, преподаватель специальных дисциплин Донского колледжа информационных технологий.

Торжественные мероприятия по подведению итогов и награждению победителей конкурса «Мастер года» входят в программу Большой учительской недели.

Большая учительская неделя – ключевое событие Года педагога и наставника, объявленного Указом Президента Российской Федерации. В связи с возросшим вниманием общества к вопросам образования и воспитания Большая учительская неделя в этом году пройдет с увеличенным количеством мероприятий и участников. Мероприятия Большой учительской недели охватят все регионы страны. Центральными федеральными событиями станут финальный тур Всероссийского конкурса «Учитель года России», объявление победителей Всероссийских профессиональных конкурсов «Мастер года», «Педагог-психолог России», «Директор года России», «Учитель-дефектолог России», «Воспитать человека», «Первый учитель» и других состязаний, а также Форум классных руководителей в Москве, пленарное заседание в рамках Съезда учителей сельских школ и Собрание студентов – лидеров общественного мнения педагогических вузов. Победители и участники всех профессиональных конкурсов посетят праздничный концерт в Государственном Кремлевском дворце в День учителя. В финале Большой учительской недели пройдет Всероссийская акция «День с педагогом и наставником».

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС "ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"

Победители Всероссийского интернет-конкурса педагогических работников среднего профессионального образования

«Лучшая методическая разработка»

$1 Шемякина Л.Н., Юрушева Т.С. (Министерство образования и науки Удмуртской Республики БПОУ Удмуртской Республики «Сарапульский техникум машиностроения и информационных технологий»)   Методическая разработка «Проектная деятельность на уроках литературы на тему: «Великая Отечественная война в русской литературе».

 2. Орлова С. В., Макарова И.Л. (АУПО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганский политехнический колледж») Дополнительная образовательная программа по направлению Научно-исследовательская работа - «Нефтяное дело» «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»

 3.  Аллаярова Ю.Ф. (АУПО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганский политехнический колледж») Программа дополнительного образования для обучающихся социально-педагогической направленности дисциплина «Иностранный язык»

$4 Семаева О.М. (ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций») Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский)» по теме: Умные часы. Страдательный залог времён Continuous.

 5. Семкова И.В. (ГБПОУ Калужской области «Калужский индустриально-педагогический колледж») Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю 01 специальность: 46.02.01  Документационное обеспечение управления и архивоведение «Организация документационного обеспечения управленияи   функционирования организации».

66. Кауфман Л.Н., Сазыкина Л.Ф. (ГБПОУ Новосибирской области «Новосибирский колледж промышленных технологий»)        Методическая разработка игры по физике, математике, русскому языку и литературе «В мире прекрасного и удивительного»

77. Матвеева Л.В. (ГАПОУ Пензенской области «Пензенский колледж архитектуры и строительства»)   Методическая разработка «Героям Великой Отечественной войны посвящается…»                                

88. Кибицова Е. А. , Губанова И.В. (ГАПОУ Волгоградской области «Вязниковский технико-экономический колледж») Методические указания по проведению учебной практики по ПМ 03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров. Специальность: 38.02.04. Коммерция (по отраслям)

Кадровый потенциал СПО

В рамках деловой программы финала Всероссийского конкурса "Мастер года" прошла панельная дискуссия "Кадровый потенциал среднего профессионального образования", которая собрала много заинтересованных участников и слушателей. Модератором встречи был исполнительный директор Союза директоров ССУЗ России Глеб Сафонов. 

02 10 1

 02 10 2 

На обсуждение были вынесены вопросы: 

  • руководящие кадры в СПО и роль Союза директоров ССУЗ России; 
  • проект профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организации»;
  • состояние педагогических кадров в СПО: подготовка, повышение квалификации, научное сопровождение и методическая поддержка;
  • проект профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования»;
  • проект профессионального стандарта «Наставник».

Был представлен опыт руководителей образовательных организаций из разных регионов России. 

В дискуссии приняли участие вице-президенты и члены президиума Союза директоров, эксперты в вопросах общественно-государственного управления в системе СПО. Среди них: Дмитрий Алференко («Кузбасский педагогический колледж»), Владимир Вертиль («Екатеринбургский экономико-технологический колледж»), Марина Денисова («Рязанский педагогический колледж»), Елена Косинова («Болоховский машиностроительный техникум»), Михаил Лавров («Ярославский педагогический колледж»), Александр Лысиков («Губернский колледж» Московской области, Народный учитель России), Светлана Осадчева (заместитель директора Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХИГС), Илона Смолякова («Севастопольский колледж сервиса и торговли») и другие.

БЕЗ ОБОРУДОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА НЕ ПОДГОТОВИШЬ

По инициативе руководства ООО «Дидактические Системы»в Государственной Думе .состоялась встреча с представителем Комитета по просвещению Э.Р. Аиткуловой при участии директора Института развития профессионального образования Н.М. Золотаревой и заместителя руководителя Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпрсвещения России М.А. Скворцовой.

 

Предметом разговора стали вопросы качества образования в техническом секторе СПО и пути повышения его уровня. Были рассмотрены два главных вопроса:

1. Проблемы оснащения профессиональных образовательных организаций в техническом секторе СПО учебно-лабораторным и тренажерным оборудованием (УЛТО). Главные из них касаются отсутствия:

– централизованной информации об индустрии учебной техники (в т.ч. для СПО) в РФ;

– рекомендаций по ее применению на основании положительного опыта ведущих колледжей;

– взаимодействия индустрии образования с госструктурами Минпросвещения России, что обусловлено ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ»;

– возможности планирования выпуска высокотехнологичной и трудоемкой учебной техники на 1–3 года без Госзаказа, а также проблемы нечестной конкуренции при работе с ФЗ-44 (потеря времени и средств).

2. Низкий уровень профессиональной подготовки преподавателей, что связано с тем, что им негде получить качественную подготовку для преподавания как общепрофессиональных, так и спецдисциплин вследствие плохой оснащенности педвузов учебным оборудованием, а также отсутствием единого подхода в этих вузах к выбору направлений, номенклатуры и возможностей современной учебной техники.

Кроме того, имеет место низкий уровень заработной платы преподавателей и мастеров в ПОО СПО.

Участники встречи пришли к выводу, что сложившуюся ситуацию нужно и можно менять. Минпросвещения России вместе с ИРПО вполне могут взять на себя решение ряда вопросов, а именно:

создать на сайте ИРПО страничку с информацией об отечественных предприятиях, выпускающих учебно-лабораторное оборудование и тренажеры для СПО. В этот перечень должны войти только заслуживающие доверия производители, которые зарекомендовали себя надежными изготовителями и поставщиками в течение не менее 5 лет;

рассмотреть возможность привлечения РАО к анализу опыта использования УЛТО в профессиональных образовательных организациях;

– ввести представителей индустрии образования в межведомственные комиссии ИРПО (в т.ч. для повышения качества ФП «Профессионалитет»).

Решение вопроса Госзаказа на выпуск учебного оборудования фактически снимет и проблему с ФЗ-44. С этой целью планируется уже к ноябрю 2023 года провести мониторинг не только наличия, но и использования учебной техники в образовательном процессе (количество часов) как среди отечественных производителей УЛТО (для определения выпускаемой номенклатуры по основным направлениям ОПД и специальностям ТОП-50), так и в технических профессиональных учебных заведений системы СПО.

Это позволит получить информациюо готовности индустрии учебного оборудования к выполнению Госзаказа по УЛТО; состоянии оснащенности образовательных организаций таким оборудованием и его износе; перспективах ежегодного производства (в том числе с учетом износа) для формирования Госзаказа на ближайшие 3–5 лет. А также о направлениях подготовки преподавателей с целью эффективного использования УЛТО в учебном процессе. Последний вопрос требует отдельного рассмотрения, а на данном этапе уже создаются три технопарка для организации целевого повышения квалификации действующих преподавателей и мастеров в системе СПО.

Учитывая, что технический сектор среднего профобразования требует от преподавателей глубоких междисциплинарных знаний, которые не могут дать существующие инженерно-педагогические факультеты и вузы в силу ориентации на педагогику, было озвучено предложение создавать инженерно-педагогические факультеты в ведущих технических вузах страны, поскольку там уже имеется почти вся необходимая техническая инфраструктура и ее останется дополнить только специальным учебно-лабораторным и тренажерным оборудованием.

Поднятые вопросы станут предметом рассмотрения в Москве 29–31 августасъезда производителей учебного оборудования «УЧТЕХ», в котором примут участие представители региональных управлений и институтов развития образования, а также все ведущие производители учебно-лабораторного и тренажерного оборудования и средств обучения страны.

Участие в мероприятии в качестве посетителя – бесплатное.

Регистрация на мероприятие:  https://prom4edu.ru/uchastie