ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА «ДУБНА»
Л.А. Силакова,
директор,
Е.В. Жукова,
специалист по учебно-методической работе
(Научно-методический центр
подготовки кадров по приоритетным отраслям)
экономики Московской области
Практика профессионального обучения школьников помогает ребятам определиться с выбором будущей направленности обучения и уже иметь профессию при выпуске из школы.
В своем послании Федеральному собранию 20 февраля 2019 г. Президент РФ Путин В.В. озвучил предложение о поддержки профессионального обучения школьников, акцентировав внимание на реализации проекта «Билет в будущее», благодаря которому «школьники, начиная с шестого класса, смогут не только пройти профориентацию, но и получить практику на предприятиях, в научных центрах, на других площадках». Ведь «увлечение профессией, творчеством формируется ещё в юные годы». Президент призвал молодых людей активно использовать эти возможности, «осуществлять свои мечты и планы, приносить пользу себе, своей семье, своей стране».
В 2018 году в Московской области стартовал аналогичный приоритетный проект «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья – получение профессии вместе с аттестатом».
Целью реализации проекта является предоставление школьникам возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти подготовку по определенным профессиям, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций.
На данный момент проект развивается и притягивает к себе все большее внимание специалистов сферы образования и общественности.
По завершении профессионального обучения учащиеся сдают квалификационный экзамен и получают свидетельства об уровне квалификации.
Одной из главных целей проекта является ранняя профессиональная социализация и расширение интереса к трудовому и профессиональному обучению в условиях находящегося в постоянном движении рынке труда, роста конкуренции, определяющих растущую потребность экономики в профессиональной мобильной молодежи. Получив профессию, школьники станут более мобильными, независимыми, смогут быстрее социализироваться в современных социально-экономических условиях.
Основные задачи проекта:
– дать возможность школьникам сделать профессиональный выбор;
– развить интерес к будущей профессии;
– подготовить базу для более углубленного изучения интересующего направления на уровне среднего профессионального и (или) высшего образования.
Перед поступлением на профессиональное обучение школьникам рекомендуется пройти психологические тестирования на «предрасположенность» к профессии. Ведь не всегда профессиональные планы старшеклассников совпадают с их личными качествами. Иногда старшеклассники выбирают профессию, успешная реализация которой требует качеств личности, которыми в данный момент человек не обладает.
Большую роль при профессиональном обучении школьников играет, н наш взгляд, взаимодействие с родителями. В качестве обратной связи мы предлагаем использовать анкетирование родителей на предмет заинтересованности школьников, их оценки процесса обучения. В первую очередь, такие отчеты по анкетированию нужны мастерам производственного обучения, чтобы оценить заинтересованность учащихся в профессии и найти способы повысить эту заинтересованность. В качестве мотивации со стороны профессиональных образовательных организаций можно рассматривать проведение экскурсий в лаборатории, мастерские, организация экскурсий на предприятия, ролевые уроки, организация встреч с родителями школьников, которые работают по выбранным профессиям. При этом такие мероприятия очень нравятся и школьникам, и их родителям. Школьники гордятся достижениями своих родителей, а у одноклассников есть возможность задавать вопросы и узнать все о профессии «из первых рук».
Рис.1. Мотивация школьников
С целью реализации профессионального обучения школьников в структурных подразделениях государственного университета «Дубна», реализующих программы среднего профессионального образования и участвующих в реализации проекта, была организована совместная работа с муниципальными органами управления образованием, школами, работодателями.
Важную роль в профессиональном обучении школьников на базе профессиональных образовательных организаций играет тесное взаимодействие и сотрудничество со школами. Руководству филиалов университета при согласовании расписания занятий удалось договориться со школами о выделении свободного дня среди недели для профессионального обучения школьников, посещения ими секций и дополнительных занятий.
Занятия со школьниками проводят опытные преподаватели и мастера производственного обучения, используя современные педагогические технологии. Занятия проводятся в форме деловых игр, круглых столов, тренингов и практических занятий.
Преподаватели разработали программы профессиональной подготовки, адаптированные для школьников, получили одобрение специалистов-работодателей, положительное экспертное заключение в региональных учебно-методических объединениях Московской области.
Все практические и теоретические занятия проходят в оборудованных кабинетах, лабораториях и мастерских структурных подразделений.
Рис. 2-3. Проведение практических и теоретических занятий в оборудованных кабинетах и мастерских филиалов и колледжа государственного университета «Дубна»
Конечно, очень важно на наш взгляд, заинтересовать и замотивировать школьников на участие в этом проекте.
Так, в одном из филиалов университета было организовано своеобразное «посвящение в студенты», которое прошло в торжественной обстановке в Экстрим-парке г. Дмитров. На мероприятие были приглашены школьники. первокурсники, родители, представители работодателей, работники администрации Дмитровского района. Первокурсникам вручались студенческие зачетки, а школьникам – удостоверение участников проекта. Удостоверение стало для каждого восьмиклассника его визитной карточкой для входа в здание филиала университета, посещения читального зала, получения доступа к электронным пособиям и библиотечным системам, для обращения с вопросами к преподавателям и студентам. Аналогичное мероприятие прошло в конференц-зале государственного университете «Дубна». Ректор университета Фурсаев Д.В. и представители профильных организаций работодателей вручили символичные «Путевки в жизнь» школьникам г. Дубны.
Это дало школьникам возможность почувствовать себя «нужными», особенными, способными на достижение больших результатов, повысить свою самооценку.
Фото 4. Посвящение в «студенты»
Главной задачей проекта является пробуждение интереса школьника к выбранной профессии, расширение кругозора и возможность увидеть весь спектр возможностейдля самоутверждения и самооценки.
Мы активно стараемся привлекать к профессиональному обучению школьников представителей работодателей профильных организаций, выбирая для этого как традиционные формы: экскурсии, беседы и т.п., так и такие, которые помогут школьникам «окунуться» в мир выбранной профессии.
Для планирования и координации совместной работы со школьниками в филиалах и колледже университета созданы координационные советы. В координационный совет входят: директор филиала, директора общеобразовательных школ, ответственные за профессиональное обучение школьников со стороны школ и филиала, представители работодателей и специалисты торгово-промышленной палаты. Такие советы созданы во всех структурных подразделениях университета, участвующих в реализации проекта.
Колоссальную роль в реализации проекта в университете «Дубна» играет торгово-промышленная палата. Торгово-промышленная палата является «связующим» звеном и помогает учреждением образования и представителям бизнеса найти точки соприкосновения и совместно «растить» молодые перспективные кадры.
Чтобы придать значимость проекту и повысить заинтересованность школьников в получении рабочих востребованных сегодня профессий на совете директоров Дмитровской муниципальной торгово-промышленной палаты было принято решение организовать и провести профессиональные конкурсы по всем реализуемым в рамках проекта профессиям. Было разработано Положение о профессиональном конкурсе.
На первом этапе в конкурсах принимали участие все восьмиклассники. Они проверили себя, выполняя тесты и практические задачи. Жюри по каждой профессии определило по 3-4 участника от каждой школы, набравших наибольшее число очков. На втором этапе конкурсанты показывали свои умения на рабочих местах в лабораториях и мастерских, выполняя профессиональные практические задания. Например:
1. Операторы ЭВМ – выполнили в офисных программах личный проект рекламного листка лаборатории робототехники.
2. Слесари по ремонту автомобилей выбирая нужные детали, выполняли сборку простых узлов автомобиля.
3. Лаборанты химического анализа, выбрав соответствующую посуду, реактивы, измерительные проборы, выполнили очистку воды.
4. Кинологи, рассчитав составляющие рациона для конкретной собаки, подготовили сборный корм.
Рис 5. Участники конкурса – кинологи
В работе конкурсных комиссий принимали участие представители работодателей профильных организаций, представители совета директоров Дмитровской муниципальной ТПП.
Апелляционная комиссия была сформирована из преподавателей колледжа, наставников, преподавателей общеобразовательных школ города.
Для ребят это был ценнейший опыт, они соревновались, работали в команде, в них проснулся азарт, ну и, конечно, они были вознаграждены.
25 декабря в Коворкинг–центре Дмитровской ТПП торжественно завершился конкурс, победителям и призерам вручили дипломы и гранты работодателей г. Дмитрова.
Рис 6. Награждение участников конкурса
Такая широкая огласка мероприятия в 2018 году привела к тому, что на 2019 год в филиалы университета «Дубна» поступило уже в два раза больше заявок на участие в проекте, чем выделено мест. Теперь остро стоит вопрос, каким образом отбирать учеников для участия в проекте. Возможно, это будут рекомендации школы, возможно – элементарные конкурсные задания, а возможно какие-то креативные идеи, например, продолжатели династии (папа-строитель – сын-строитель).
Конечно, при организации профессионального обучения школьников с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций присутствуют и проблемные темы. Так, не хватает практических материалов для проведения опытов, площадок для дрессировки собак, строительные материалы приходится просить у строительных компаний. Поэтому без тесного взаимодействия с бизнесом, реализация таких программ в полном объеме не представляется возможным.
При реализации таких проектов, актуальным является и решение вопросовстимулирования не только самих школьников, но и педагогических работников, участвующих в проекте. Ведь преподавателям и мастерам производственного обучения приходится переходить от теории к практике и наглядно объяснять и показывать, как в жизни и на производствах могут пригодится те знания, которые прописаны в учебниках.
Мы выступаем с предложением ввести как один из показателей при стимулировании руководителей и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений их участие в проекте. А также учитывать участие в проекте в рейтинге образовательных учреждений.
Также представляется интересным разработать и внедрить Положение об организации учебной практики школьников и разработать систему локально-нормативных актов, сопровождающих реализацию проекта в целом. Это будет интересно и познавательно для школьников, и эффективно для образовательных организаций.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что профессиональное обучение школьников, несмотря на существующие проблемы, – это перспективное направление развития образования, основанное на тесном взаимодействии образовательных организаций, которое при должном внимании выведет систему образования на принципиально новый уровень – когда выпускники школ будут чувствовать себя в этом мире более уверенно и свободно, имея за плечами уже освоенную профессию.
Литература
1. Послание президента РФ Федеральному собранию 20 февраля 2019 г.
2. Приказ №1239 от 03.04.2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по профессиональному обучению школьников в рамках реализации приоритетного проекта «Путевка в жизнь - школьникам Подмосковья, получение профессии вместе с аттестатом в государственном университете Дубна».
3. Тезисы к выступлению директора Научно-методического центра подготовки кадров по приоритетным отраслям экономики Московской области Силаковой Л.А. на вебинаре «Реализация проекта «Путевка в жизнь – школьникам Подмосковья». Лучшие практики».